Образовательная программа

муниципального

общеобразовательного учреждения

«Октябрьская основная

 общеобразовательная школа»

 

Болховского района Орловской области

 

 

 

 

 

                                                                                 Утверждена на заседании педагогического                  

                                                                                 совета  МОУ «Октябрьская основная           

                                                                                 общеобразовательная школа»

                                                                                  (протокол №1 от 30.08 2010 года)

 

 

 

                                   

                                    д. Черногрязка -2010 год

 

 

 Раздел 1.

 

 Предназначение программы  и средства её реализации

 

 

Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская основная общеобразовательная школа» является звеном муниципальной системы образования Болховского муниципального района, обеспечивающим реализацию конституционных прав детей, проживающих на территории микрорайона школы, на получение ими начального общего и основного общего  образования.

Предназначение МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» определяется её местом в муниципальной системе образования: это общеобразовательная школа, воспитывающая и обучающая детей закреплённой за ней территории и обеспечивающая реализацию принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, их различных наклонностей.

 

Краткая характеристика школы:

 

Школа располагается в сельской местности, в основном в школу приходят дети, проживающие на территории деревня Черногрязка, с. Кобылино, с. Григорово. Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается  Кобылинским сельским ФАПом и ЦРБ г. Болхова.

В микрорайоне школы имеется  дом культуры, сельская библиотеки, школа имеет оборудованную спортивную площадку, библиотеку, спортивный зал, мастерские, столовую.

Для .

В школе обучаются дети работников сельского хозяйства, служащих и сельской интеллигенции.

 

Родители имеют следующий уровень образования:

2009 -2010 уч. год                                             2010 – 2011 уч.год

- высшее – 8%                                                   - высшее – 6%,

- среднее специальное – 27,8%                       - среднее специальное – 27,1%,

- среднее – 23,4%                                              - среднее – 24,8%,

- нач. профессиональное– 20,9%                    - нач. профессиональное – 22,2%,

- основное общее и ниже – 19,9%                   - основное общее и ниже – 19%

Многие дети с ранних лет занимаются физическим трудом, помогая родителям по хозяйству.  Большинство семей имеют низкий материальный достаток, в микрорайоне школы нет свободных рабочих мест, высока безработица. Низкий уровень образования родителей и вышеперечисленные факторы не совсем благоприятно сказываются на желании детей учиться.

В  школе 9 классов, работает группа продлённого дня.

           Занятия проводятся в одну смену с 9 часов. 

Численность контингента учащихся по ступеням обучения:

 

Показатели

2008/09

2009/10

2010/11

Общее количество обучающихся

46

34

32

Из них

1-4 класс

12

10

8

5-9 класс

34

24

24

Количество дошкольников

3

3

4

 

Характеристика педагогического коллектива.

 

         В школе работают 12 педагогов. Из них

а) по уровню образования

 

Высшее педагогическое

Среднее специальное

             7

           5

б) по стажу работы

 

до 5 лет

5-10 лет

10-20 лет

Свыше 20 лет

0

1

4

7

 

в) по квалификационным категориям

 

с высшей квалификационной категорией

с  первой квалификационной категорией

со второй квалификационной категорией

1

7

4

 

г) по знакам отличия

 

Заслуженный учитель

Почетный работник образования

Отличник народного просвещения

-

-

3

 

Учителя осуществляют оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания и успешно применяют их в практической деятельности.

В школе создаются условия для реализации творческих возможностей обучающихся. 

Учителями школы проделывается большая работа по подготовке учащихся к ГИА

 

Методическая работа и работа с педагогическими кадрами направлена на реализацию методической темы школы «Организация учебно – воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий»

Основными задачами школы  являются:

  • обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства и достижение      

               обучающимися  определенных  государством  уровней  и  направленности;

  •  приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  •   интеллектуальное и личностное развитие детей с учетом индивидуальных

            особенностей;

  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В соответствии с лицензией  Учреждение  реализует  общеобразовательные программы  начального общего и основного общего образования,

В Учреждении реализуются образовательные программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора профессии.

С целью профессионального самоопределения  школьников   Учреждение организует  предпрофильную подготовку обучающихся, которая регламентируется  локальным актом «Положение о предпрофильной  подготовке обучающихся», с целью углубленного  изучения  отдельных  дисциплин. 

Все реализуемые в Учреждении программы направлены на достижение обучающимися государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ, допустимый объем учебной нагрузки обучающихся, на выполнение   требований  к   уровню    образования      учащихся.

 Деятельность Учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

 

Программа основного общего образования может осваиваться обучающимися Учреждения в следующих формах: в очной форме, в форме индивидуального обучения и экстерната. Условия и порядок предоставления всех форм образования осуществляются на условиях договора между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся и регламентируются соответствующими положениями. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Учреждение обеспечивает учащимся занятия на дому в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. 

Обучение и воспитание  ведутся на русском языке.

Организация образовательного процесса в Учреждении регламентируется  учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Учреждением самостоятельно.

Учреждение осуществляет образовательный процесс, соответствующий  двум ступеням образования:

Первая ступень – начальное общее образование,  нормативный  срок  обучения – 4 года

 - обеспечивает воспитание и развитие обучающихся,

- овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

 Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

 Вторая ступень – основное общее образование,  нормативный  срок  обучения    – 5 лет

- обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования,

-  условия становления и формирования личности обучающегося,

- развитие его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

 Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

.

В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов потребностей и возможностей личности.

Образовательные программы начального общего и основного общего  образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Направленность образовательных программ.

Образовательные программы, реализуемые в школе, направлены:

- на формирование у учащихся современной научной картины мира;

- на формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества;

- на воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;

- на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- на воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека;

- на формирование у учащихся потребности к самообразованию, самосовершенствованию;

- на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

 

Раздел 2.

 

Описание модели выпускника каждой ступени обучения

      Обучающиеся, завершившие в МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» обучение на ступени начального общего образования, должны:

      - освоить образовательные программы по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования ( т. е. овладеть чтением, письмом, счётом, элементами теоретического мышления);

      - овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

       Обучающиеся, получившие основное общее образование  в МОУ«Октябрьская основная общеобразовательная школа»  должны:

      - освоить на уровне требований государственного стандарта к уровню подготовки выпускников основной школы общеобразовательной программы по всем предметам школьного учебного плана;

      - освоить образовательные программы на уровне, позволяющем продолжить обучение в учреждениях  среднего и начального (среднего) профессионального образования;

      - овладеть основами компьютерной грамотности;

      - овладеть системой мыслительных навыков (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

      - знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;

      - быть готовым к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях начального (среднего) профессионального образования;

      - уважать своё и чужое достоинство;

      - уважать собственный труд и труд других людей.

 

 Раздел 3.

 

                                        Цели и задачи образовательного процесса школы

 

            Школа в своей деятельности обеспечивает достижение следующей цели:

 

  •  создать воспитательно-образовательную среду, способствующую формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

 

Основные задачи школы:

 

  • создание  условий для становления и формирования личности       обучающихся и воспитанников, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению;
  • развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;
  • формирование  навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения;
  • овладение навыками  теоретического мышления, навыками    самоконтроля, культурой поведения и речи;                                                                                                                  
  • овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

 

Раздел 4.

 

 Учебный план и его обоснование

 

Пояснительная записка

к учебному плану на 2010-2011 учебный  год.

 

Учебный план школы разработан на основе Федерального базисного учебного плана (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312), федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089), плана  действий  по  модернизации  общего  образования,  направленного  на  реализацию  в 2010 году  национальной  образовательной  инициативы  «Наша  новая  школа» в  Орловской  области, утверждённого  распоряжением  Правительства Орловской  области от 15 марта 2010 года № 69-р..

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 28, 29, 32) в структуре учебного плана выделаются  две части (инвариантная и вариативная) и три компонента (федеральный, национально-региональный, компонент ОУ).

Вариативная часть отражает специфику  образовательного учреждения, отвечает интересам и запросам участников образовательного процесса. К вариативной части относится компонент общеобразовательного учреждения.

Инвариантная часть обеспечивает единство образовательного пространства в России (федеральный компонент) и Орловской области (национально-региональный компонент).

Организация учебного процесса, в том числе планирование максимальной недельной нагрузки, осуществляется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.42.1178-02».

Учебные предметы учебного плана общеобразовательного учреждения  изучаются только по учебным программам и учебникам, вошедшим в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных, утвержденных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Программы элективных курсов, элективных учебных предметов для предпрофильной подготовки и профильного обучения согласуются с ИУУ.

Федеральный компонент — это часть учебного плана, обеспечивающая единство школьного образования в стране за счет включения в его содержание учебных курсов общекультурного и общеобразовательного значения. Объемы часов, отводимые на  изучение учебных предметов федерального компонента регионального учебного плана, соответствуют новому содержанию федерального компонента государственного стандарта.

Федеральный компонент стандарта общего образования построен по концентрическому принципу: первый концентр — начальное общее и основное общее образование, второй — среднее (полное) образование. В переходный период, до появления учебных программ и учебников нового поколения, при изучении предметов федерального компонента рекомендуется использовать существующие учебники и учебные программы с учетом тематического планирования и рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки РФ и кафедрами и кабинетами ООИУУ.

Национально-региональный компонент — это часть учебного плана, отражающая национально-региональную специфику конкретного региона. Национально-региональный компонент является обязательной частью учебного плана образовательного учреждения.

Часы  регионального компонента используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, срецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий.

Национально-региональный компонент в базисном учебном плане представлен:

Начальная школа:

—    Литературное чтение (2-4 классы) — 1 час.

Основная школа:

—    Основы безопасности жизнедеятельности (5, 6, 7, 9 кл.) — 1 час.

—    География (6 кл.) — 1 час.

—    Биология (6 кл.) — 1 час.

—    Обществознание  (5 кл.) — 1 час.

—    Информатика и ИКТ (7 кл.) — 1 час.

—    Литература родного края (8 кл.) — 1 час.

—    История  (9 кл.) — 1 час.

—    Основы православной культуры (модуль в курсе обществознания) (5, 6, 7 кл. — 0, 25 часа.

—    Технология (8 кл.) — 1 час.

—    Черчение (8,9кл.) – 1 час ( в классах  гуманитарной  направленности  гимназий, лицеев,  школ  с  углублённым изучением  отдельных предметов   эти  часы  могут используются  по  профилю).

Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в курсы биологии и географии 6 класса введены модули «Растения Орловской области, бактерии, грибы и лишайники» (25 часов), «Начальный курс физической географии своей местности» (14 часов).

Введение предпрофильной подготовки в 9 классах осуществляется по решению педагогического совета учреждения при условии наличия учебно-методического комплекса и подготовленных педагогических кадров. В учебном плане на предпрофильную подготовку отводится 3 часа (2 часа — элективные курсы, 0,5 часа — самоопределение, 0,5 часа — информирование).

Компонент образовательного учреждения — это часть учебного плана, отражающая специфику конкретного учреждения. Часы данного компонента МОУ использует следующим образом:

—    для увеличения количества часов по  предмету в рамках обязательной нагрузки. При этом общее количество обязательной нагрузки увеличивается, но не превышает максимально допустимой;

—    для организации факультативных занятий.

       Общее количество часов не превышает максимальной нагрузки.

Распределение вариативной части учебного плана в начальных классах осуществлялось  с учетом усиления преподавания ключевых предметов. Добавлены часы :

- на изучение математики  по 1 часу во 2 – 4 классах;

 - на изучение русского языка по 1 часу во 2-4 классах.

Школьный компонент в 5-9 классах распределён следующим образом:  - выделено на факультатив по  математике в  5-8 классах  по 1 часу;

- на изучение информатики в 5 и 6 классах по 1 часу;

- на русский язык  в 7 классе – 1 час;

- на русскую  словесность в 5,7,8 классах по 1 часу.

В связи с тем, что 2 ученицы школы переведены на индивидуальное обучение по медицинским показаниям,  соответственно добавлено  20 часов в 8  классе на индивидуальное обучение по программе КРО VIII вида..

Для проведения предпрофильной и профессиональной подготовки выделено 3 часа в 9 классе на следующие дисциплины:

«Профильное самоопределение подростков» (34 часа) авторы – Костенникова В.О., зав. отделом профориентации ЦПМСС г. Орла,  Орлова В.И., зав. кабинетом технологии ИУУ.

 «Трудные вопросы изучения синтаксиса» (17 часов) автор – Л.Д. Беднарская,  доктор филологических наук, профессор.

«Практическое право» (17 часов) автор – Н.Г.Суворова, кандидат педагогических наук, доцент социально – политического образования и права  г. Москва.

«Природное и культурное наследие России» ( 17 часов) ; автор – Г.М. Данилова, заведующая  кабинетом географии ОУ ИУУ .

«Решение текстовых задач» (17 часов); автор –С.К Кожухов, ОГУ кандидат педагогических наук , доцент кафедры геометрии МПМ

 

В целях:

  • создания  условий для устойчивого развития системы образования в школе в интересах формирования творческой личности ученика, конкурентоспособного в дальнейшей жизни;
  • построение модели сельской школы как культурно-образовательного центра, обеспечивающего взаимодействие всех субъектов школьно-сельского сообщества;
  • формирование инновационной деятельности и непрерывного развития творческого потенциала учителя на основе широкого применения компьютерных технологий;
  • становление и формирование практических умений в проектировании и моделировании демократического уклада жизни школы через детские объединения;
  • воссоздание истории и культуры села на основе исследовательской деятельности учащихся;
  • формирование потребности в здоровом активном образе жизни и создание условий для сохранения и укрепления здоровья  учащихся, учителей;
  • воспитание у учащихся любви и уважения  к семье, школе, малой родине, России.

 

        ввести следующие направленности дополнительного  образования

 

  • Физкультурно-спортивная направленность:

       Кружок ОФП , шахматно – шашечный кружок .

  • Туристко-краеведческая направленность:

      Кружок « Юный географ»»

  • Военно – патриотическая направленность:

      Кружок «Юные краеведы»

  • Эколого-биологическая направленность.:
  • Кружок «Мой путь к здоровью», кружок «Будем здоровы»
  • Художественная направленность: кружок «Любители словесности», кружок «Юный лингвист», кружок «Речевое творчество», «В мире математики» , кружок «Юный математик».

                   

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

                                                 Начальное общее образование

 

с шестидневной учебной неделей

(недельное планирование)

 

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

1

2

3

4

Федеральный компонент

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

3

3

14

Иностранный язык

0

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Информатика

 

 

1

1

2

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

2

2

8

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

2

8

Технология (Труд)

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

                                                          Итого:

20

22

22

22

86

Региональный (национально-региональный) компонент.

Литературное чтение

 

1

1

1

3

 

Итого:

 

1

1

1

3

Компонент образовательного учреждения

Русский язык

 

1

1

1

3

Математика

 

1

1

1

3

              Итого:

-

2

2

2

6

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе

20

25

25

25

95

        

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        основное общее образование

                                                               с шестидневной учебной неделей

(недельное планирование)

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

5

6

7

8

9

Федеральный компонент

Русский язык

6

6

4

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и