|
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская основная общеобразовательная школа» Публичный доклад «О работе коллектива школы по выполнению задач, сформулированных в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011-2012 учебном году.
Вводная часть В 2011-2012 учебном году школа решала задачи по обеспечению качества образования на основе личностно-ориентированного подхода. Работа педагогического коллектива была направлена на выполнение задач, сформулированных в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Стратегической целью деятельности школы является создание такой образовательной среды сельского социума, которая позволит обеспечить высокое качество, эффективность и доступность современного образования сельских школьников, будет способствовать формированию у них способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества и компенсировать социально-культурную изолированность сельской школы.
Основные задачи деятельности школы: сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, как триединства физического, духовного и социального здоровья; формирование «здорового социума» школы и микрорайона; формирование культуры здоровья и навыков ЗОЖ как универсальной базовой ценности, отражающей нравственную зрелость человека, являющейся критерием его личностного роста, условием и фактором его полноценной жизнедеятельности, показателем творческого потенциала; достижение высокого уровня ИКТ-компетентности участников образовательного процесса; включение обучающихся и учителей в научно-исследовательскую самообразовательную деятельность; повышение мотивации обучения, стимулирования творческой и самостоятельной деятельности в образовательном процессе, развитие кружковой работы; изучение и сохранение национальных традиций; идейно-нравственное и патриотическое воспитание.
Общая характеристика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа» МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» находится на территории Однолуцкого сельского поселения Болховского района Школа расположена в д. Черногрязка. Согласно государственному статусу учреждение является общеобразовательным, вид – основная общеобразовательная школа. Учреждение имеет право на ведение образовательной деятельности в соответствии с имеющейся лицензией .выданной30мая 2011года и может реализовывать программы начального (общего)образования, начального (общего) образования со спецификой VIIIвида., основного (общего) образования, основного( общего) образования со спецификой VIII вида. На начало 2011 -2012 учебного года учреждение имеет положительное заключение Госпожнадзора и Роспотребнадзора, что свидетельствует о соответствии условий осуществления образовательного процесса установленным требованиям. Микрорайон школы. Школа находится в 6 километрах от центра Болховского района, с городом Болховом деревню Черногрязка соединяет соединяет автомобильная трасса. В радиусе 5-12 км. расположены села Кобылино ,Григорово, пионерлагерь , где проживают учащиеся, обучающиеся в нашей школе. В связи с тем, что школа не имеет собственного транспорта и не может осуществлять ежедневный подвоз учащихся из отдалённых населённых пунктов, в школе организована работа пришкольного интерната, в котором в течение всего учебного года проживают 10 учащихся. Школу окружают следующие социальные партнёры: администрация Однолуцкого сельского поселения, сельский дом культуры и сельская библиотека ДОУ «Детский сад д. Черногрязка», ФАП д. Черногрязка и КФХ «Прогресс Ерохиной Т.И.» В инфраструктуре деревни имеются все необходимые для населения службы: почта, связь, сеть магазинов. Школа является открытой социально педагогической системой в селе. Она не только успешно взаимодействует с социумом, осваивая его, становясь мощным средством социализации выпускников в современном сообществе, но и осуществляет активное социальное партнёрство. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская основная общеобразовательная школа» была открыта в 1984году. Новое кирпичное здание школы было построено на 120 мест. Пришкольная столовая и интернат расположены в отдельно стоящих зданиях В школе имеется 7 учебных кабинетов, спортивный зал, библиотека, учительская, музей, учебная мастерская. На территории школы имеется спортивная площадка, учебно-опытный участок. Питание детей двухразовое и финансируется за счёт бюджета, родителей и за счёт доходов от пришкольного участка. Учебные кабинеты оснащены перед вводом нового здания в эксплуатацию. Значительная часть оборудования устарела и значительно изношена. В последние годы в рамках национального проекта «Образование» школа стала победителем районного конкурса «Лучшая школа - 2009»и на полученный гранд в размере 25000 рублей были приобретены : 1 современный компьютер, телевизор и музыкальный центр. Школа имеет выход в Интернет, электронную почту. Общее количество обучающихся на начало 2011 -2012 учебного года – 32 человек : - в 1-4 классах (1 ступень) – 8 обучающихся, - в 5-9 классах (2 ступень) – 24 обучающихся. В школе 7 классов-комплектов: 1 ступень – 2 – 1 класс и 2, 4 классы, 2 ступень – 5 классов –комплектов. Занятия проводятся в одну смену. Начало занятий 9 часов, завершение – 14 часов 35 минут.
Образовательная политика и управление школой Школа является юридическим лицом, имеется в наличии необходимая нормативно правовая база, соответствующие локальные акты и положения. «Обеспечение доступности общего образования». Состав обучающихся по классам обучения является следующим : 22 человека из общего количества обучающихся проживают в д. Черногрязка, для остальных обучающихся организована в течение учебного года работа пришкольного интерната с понедельника до субботы.. Выбывание обучающихся из школы происходит только по уважительным причинам, связанным чаще всего с переменой места жительства родителями. «Направленность образовательного процесса на удовлетворение различных образовательных запросов родителей и обучающихся». Для обучающихся школы учебный план составлен на основе Федерального базисного и регионального учебного плана .Компонент образовательного учреждения используется на введение раннего изучения информатики в 5 -6 классах, факультативного курса по математике в 5- 8 классах и на изучение словесности в 5 – 8 классах. Учебный план определяет объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям. 2–9 классы МБОУ работают в режиме шестидневной учебной недели, в 1 классе – пятидневной учебной недели. Данный режим работы школы обеспечивает выполнение базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для их самовыражения и самоопределения. В начальном звене основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение обучающимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения. Поэтому базовая часть учебного плана включает обязательный набор предметов, соответствующий реальным стандартам, и обеспечивается типовыми программами для начальной школы. В 9 классе по желанию обучающихся и их родителей введены элективные курсы: «Профильное самоопределение», «Трудные вопросы изучения синтаксиса», «Решение текстовых задач». «Практическое право».»Природное и культурное наследие России» Названные факультативные курсы преподаются по утвержденным программам. Система дополнительного образования в школе позволяет развивать интерес к изучению и углублению знаний, выполняет немаловажную роль в развитии творческих способностей. Все дополнительные образовательные услуги школа оказывает бесплатно. В 2011-2012 учебном году в школе работают кружки по следующим направлениям: эколого-краеведческие ( «Юный краевед» , «Юный географ») научно- технические («Юный математик, «В мире математики»») спортивные (ОФП, шахматно – шашечный кружок») здоровьесберегающие («Мой путь к здоровью», «Уроки Айболита» Общее количество обучающихся, занимающихся в кружках , составляет - 32 ученика (100% от всех обучающихся школы ) Среди обучающихся школы проводилось анкетирование по проблеме нормализации учебной нагрузки. На вопрос: « Нравится ли тебе учиться в нашей школе?» большинство детей (99,1%) ответили «да» и только 0,9%- ответили не совсем. На вопрос: « Легко ли тебе даётся учение?», 52% учащихся ответили «да», 35%-не совсем, 13%- нет. Результаты анкетирования по проблеме мотивации деятельности обучающихся на уроке показали достаточный уровень развития ситуативного интереса и интереса к предмету, т. е. детям на уроках бывает интересно, нравятся учителя, дети получают удовольствие, работая на уроке. У отдельных обучающихся отмечен повышенный познавательный интерес, т. е. они стремятся узнать больше, чем требует учитель, стремятся к самообразованию. Диагностика комфортности ученика в школе показала следующее: 1. Условия для учёбы в школе созданы в достаточной мере – так считают 91% обучающихся. 2. Устраивает микроклимат в коллективе – 84% обучающихся. 3. Устраивает организация питания – 97% обучающихся. Школа является одним из объектов социально-культурного комплекса села, вовлекая в социальное партнерство творческие объединения, созданные при доме культуры в д. Черногрязка а также сотрудничая с сельской библиотекой, осуществляется тесное сотрудничество с детским садом. Школа работает без второгодников, 48% детей учатся на «4»и «5». Отчисленных по неуспеваемости и за плохое поведение нет. Учащиеся принимают участие в различных районных конкурсах, смотрах, выставках, научно-исследовательских конференциях, спортивных соревнованиях. Большинство выпускников вполне конкурентноспособны при поступлении в средние специальные учебные заведения. Одна из важных задач, которые стоят перед школой – добиться положительных результатов при проведении ГИА в новой форме , подготовка к которой целенаправленно осуществляется в течение учебного года. В прошедшем учебном году выпускники 9 класса показали высокие результаты на ГИА: - по русскому языку 66,6 % качество знаний при 100% обученности , - по математике – 100% качество знаний - по биологии – 66,6 % качество знаний при 100% обученности, - по обществознанию – 66,6% качество знаний при 100% обученности. -
Структура управления общеобразовательным учреждением. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Система внутришкольного управления представляет собой линейно-функциональную структуру, включающую уровни педагогического совета школы, администрации, методических объединений учителей, ученического самоуправления и органов государственно-общественного управления: Управляющего Совета школы, родительского комитета. Высшим органом государственно-общественного управления, зарегистрированным в Уставе школы, с 1 марта 2009 года является Управляющий совет, состоящий из представителей участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, членов трудового коллектива школы, а также представителя сельского поселения. Заседания Управляющего совета проводятся не реже 4 раз в год. В соответствии с Уставом школы постоянно действующим органом, решающим основные вопросы учебно-воспитательной работы, является педагогический совет. Вопросы организации жизни школы решаются родительским комитетом школы. Система внутришкольного управления имеет следующую организационную структуру. Первый уровень образуют педагогический совет, директор школы и родительский комитет школы. Между педагогическим советом и директором школы распределены представительская и исполнительская функции. Родительский комитет обладает функциями содействия педагогическому совету, директору школы, другим субъектам внутришкольного управления. Второй уровень составляет заместитель директора по учебно- воспитательной работе работе, который подчиняется директору школы. На третьем уровне внутришкольного управления располагаются руководители методических объединений учителей, подчиняющиеся заместителю директора по учебно-воспитательной работе. На четвертом уровне находятся учителя-предметники, подчиняющиеся руководителям соответствующих методических объединений, классные руководители, подчиняющиеся заместителю директора по учебно - воспитательной работе. К пятому уровню внутришкольного управления отнесены обучающиеся, технический и вспомогательный персонал школы. Вертикальные связи управления дополняются горизонтальными связями между учителями, входящими в разные методические объединения, и другими субъектами внутришкольного управления во время работы временных творческих групп над конкретными проблемами. Педагогический совет – орган коллективной мыследеятельности и педагогического диагностирования, формирующий новое педагогическое мышление, отношения сотрудничества для реализации основных задач школы. Это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса. Педагогический совет объединяет всех педагогических работников школы, является постоянно действующим общественным органом для рассмотрения основных текущих и перспективных вопросов учебно-воспитательной работы. Важная роль в становлении инновационных процессов отводится методическому совету. МС закладывался в структуру как координирующее звено в управлении, наделенное функциями анализа, прогноза, экспертизы, разработки стратегических направлений развития учебного заведения. Согласно положению, МС возглавляется заместителем директора по УВР. В его состав входят руководители школьных МО, завуч. В МС обобщается и анализируется коллективный опыт МО, определяются наиболее актуальные проблемы, разрабатываются программы их решения. .Структура методической работы определяется спецификой школы. В структуру включены:
В МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» функционируют следующие органы общественного управления : - Управляющий совет школы; - общешкольный родительский комитет; - ученический комитет; Классные руководители по отношению к учителям, работающим в данном классе, выполняют функции координации и согласования совместных действий. по воспитательной работе. Органом ученического самоуправления является ученический комитет, в который входят самые активные ребята от 5- 9 классов, объединённые общими интересами и общей инициативой. Функции ученического комитета предусматривают вовлечение всех обучающихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность органов школьного самоуправления, являются положения «Об ученическом самоуправлении», МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа». Ученический комитет принимает участие в разработке проекта локальных нормативно – правовых актов, затрагивающих интересы школьников, плана воспитательной работы на учебный год. Школьное самоуправление не специальная деятельность «по управлению», а режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности школьников, это поиск демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых (выборы лидера детской организации выпуск молодёжной информационной газеты и др.). В 2011 – 2012 учебном году была организована совместная работа педколлектива с родителями, общественностью по оперативному управлению качеством образования и воспитания в школе. Она включала в себя такие направления работы, как укрепление здоровья школьников, организацию горячего питания обучающихся, профилактику правонарушений, вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма, организацию и проведение традиционных мероприятий, организацию и проведение благотворительных акций ко Дню пожилого человека, ко Дню Победы, Дню Матери, организацию летнего труда и отдыха. Кроме того, это и большая работа по проведению ремонта и подготовки школы к новому учебному году. В целом родители систематически посещают общешкольные и классные родительские собрания, где обсуждаются важные вопросы школьной жизни, где они встречаются с педагогами, представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками. Классными руководителями проводятся занятия педагогического всеобуча с родителями. беседы, индивидуальные занятия, анкетирование и т.д. Таким образом, можно говорить о достаточно хорошей организации педагогического просвещения родителей. Несомненно, проведение совместных мероприятий обучающихся, учителей, родителей и общественности в школе и в селе даёт положительный результат. На протяжении долгих лет в нашей школе ведётся большая работа с родителями по привлечению их к участию в жизни школы Традиционными стали следующие формы работы: общешкольные родительские собрания (4 раза в год); заседания родительского комитета школы (4 раза в год); совет по профилактике правонарушений (1 раз в четверть); индивидуальная работа с родителями (в течение года); родительский всеобуч (на классных родительских собраниях); вовлечение родителей в общественную жизнь школы (участие в праздниках, конкурсах, играх, спортивных соревнованиях, интеллектуальных играх). Сведения о родителях обучающихся. Количественный состав родителей: - всего 25 семей: Из них : полных семей - 21 (84%); неполных семей: 4 (16%), опекаемых семей: нет Характеристика семей: многодетных: 3 (12%), малообеспеченных: 10 (40%), неблагополучных: нет Социальный состав семей: рабочие: 17(68%) служащие: 3 (12%), безработные: 5 (20 %) Образовательный уровень семей: с высшим образованием: 2 (8%), со средним специальным: 15 (60%), со средним: 8 (32%). Таким образом, основная масса родителей имеет среднее специальное образование, а это не может не сказываться на восприятии процессов, связанных с инновационной деятельностью школы. Наша школа основывается на демократических принципах, поэтому мы признаем право каждого члена коллектива (обучающихся, учителей, родителей) на самостоятельное решение своих проблем, реализацию своих потребностей и интересов, не ущемляя при этом прав и свобод других членов коллектива . Структура управления, сложившаяся в школе, способствует реализации творческого потенциала педагогов, а, следовательно, и обучающихся, и их родителей.
Условия осуществления образовательного процесса В первый класс школы принимаются дети, достигшие к 1 сентября возраста шести с половиной лет, и не имеющие медицинских противопоказаний. При приеме в школу обучающиеся и его родители знакомятся с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Права и обязанности родителей определяются договором, заключенным между администрацией школы и родителями. В деятельности школы осуществляется преемственность дошкольного и начального образования. Учителя начальных классов посещают занятия в детском саду, а воспитатели, в свою очередь, постоянно интересуются успехами своих бывших воспитанников. Дети, посещающие детский сад, в основном, готовы к обучению в первом классе. Многие из них уже читают, владеют счетом от одного до десяти и обратно, обучены подробному пересказу, их речь хорошо развита. Поэтому адаптация этих детей проходит безболезненно и плавно. В октябре - апреле организуется дошкольная подготовка для детей . не посещающих детский сад. Это дает положительные результаты. Начальный период обучения в первом классе нашей школы создает благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивает его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем каждой ступени обучения (Ι ступень -1 класс, ΙΙ ступень - 5 класс). Преемственность между начальным общим, основным общим образованием осуществляется посредством использования учителями различных педагогических технологий. Педагоги школы в своей работе используют нетрадиционные формы обучения. Систематически учителя используют проектную деятельность, целью которой стало создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации, а основными задачами: - разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы, развитие системы по её организации; - развитие ресурсной базы школы (нормативно-правовой, материально-технической, учебно-методической, информационной, кадровой, организационной), отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включенных в проектную деятельность; - внедрение в образовательную практику школы продуктивных педагогических технологий, методов и форм обучения, повышающих эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования; - организация активного и успешного опыта участия обучающихся в межпредметной творческой проектной деятельности; - совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с обучающимися по формированию умений и навыков межпредметного проектирования. Для учеников 1-7-х классов организована группа продленного дня. Детям из малообеспеченных и многодетных семей ежегодно оказывается материальная поддержка: выделяются бесплатно учебники из школьного фонда. За условиями жизни этих детей осуществляют контроль классные руководители, кроме того внештатный инспектор по охране прав детства Плахутина В.И совместно с классными руководителями посещают эти семьи. За последние 5 лет качественный и количественный состав персонала в целом остался стабильным. В школе работают 12 педагогов – 9 женщин и 3 мужчины, 7 из них имеют высшее образование, 5 – среднее специальное. Средний возраст педагогов 45 лет. Высшую категорию имеет 1 человек, I категорию имеют 7 педагогов, II – 4. Учитель физкультуры награжден в 2010 году Грамотой Министерства образования РФ, 3 учителя школы имеют звание «Отличник народного просвещения», 4 ветерана труда.. Школа расположена в двух зданиях, общая площадь всех помещений - 495 м². Количество классных комнат – 7 их площадь – 215 м². Школа рассчитана на 110 учащихся, а обучается в настоящее время 32 ученика. В школе имеется учебная мастерская, которая оснащена необходимым оборудованием для выполнения программ дополнительного образования по технологии, а именно, станки: сверлильный, фуговальный, по дереву, фрезерный, точильный, круглопильный и другие, а также верстаки: комбинированные, слесарные. Обучающиеся делают поделки из дерева, занимаются ремонтом мебели, т.е. совершенствуют практические навыки в работе со столярными и слесарными инструментами. Спортивный зал приспособленный , его площадь – 50 м². Он оснащён необходимым спортивным инвентарем: лыжи с ботинками – 15 пар, лыжи с мягкими креплениями – 8 пар, мячи волейбольные – 5 штук, мячи баскетбольные –3 штуки, мячи футбольные – 2 штуки, набивные мячи - 2, маты гимнастические – 2 штуки, теннисный стол – 1, гимнастическая лестница – 2, рюкзаки туристические -10. Все это позволяет проводить уроки физической культуры на высоком уровне. Кроме того, спортивный зал работает во внеурочное время . где проводятся занятия секции ОФП , что позволяет учащимся систематически проводить тренировки и добиваться хороших результатов на различных районных спортивных мероприятиях. Школа имеет стабильные спортивные результаты: I место в районных соревнованиях по лыжным гонкам , II место в Спартакиаде школьников среди основных школ. В ходе подготовки к новому учебному году в школе проводился текущий и косметический ремонт классных комнат, замена пола на пищеблоке в столовой,., покрашена ученическая мебель, полы в классах, а также окна в столовой, панели, двери там, где это необходимо. Облагорожена вся территория школы. В хорошем состоянии находятся пришкольный участок и спортивная площадка. Педагогами школы проведена большая работа по дооборудованию учебных кабинетов новыми стендами, раздаточным и наглядным материалом, музей пополнен материалами по истории села и школы, о ветеранах войны и труда. Библиотека пополнилась новыми учебниками и художественной литературой. Кроме того в 2011 -2012 учебном году были выделены средства на приобретение учебников, канцелярских и хозяйственных товаров. Источниками финансирования организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения ремонта школы к новому учебному году являются следующие организации: администрация Болховского района, родители учащихся, спонсоры- руководители КФХ : Ерохина Т.И. и Лебедев А.А.. Все выделяемые средства идут целенаправленно по назначению на нужды школы. Основные санитарно-гигиенические и противопожарные нормы соблюдаются. Для улучшения материальной базы и качества образования школа старается поддерживать и налаживать новые связи с предпринимателями, организациями. Уровень оснащения материально-технической базы выше среднего. Согласно требованиям нормативы по площади на одного обучающегося выдержаны (возможная численность обучающихся 110, а в 2011-2012 учебном году занимается 32 человека). Для организации образовательной деятельности в МОУ укомплектованы все кабинеты, есть мастерская, спортзал, служебные помещения, учебные кабинеты. В школе есть 3 компьютера, которые постоянно используются для проведения уроков, кружков, для ведения делопроизводства.
Работа педколлектива по здоровьесбережению. В последние годы особую остроту приобрела проблема ухудшения здоровья россиян и в первую очередь злободневность проблем прогрессирующего детского нездоровья. Хронический экономический спад, снижение уровня жизни семей основного населения страны, смена привычных приоритетов, рост преступности, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим привели большинство жителей России в состояние хронического истощающего стресса, что является ведущими факторами ухудшения здоровья. В целях сохранения здоровья детей, повышение знаний, умений и навыков подростков по вопросам здоровья, их мотивации на ведение здорового образа жизни возрастает необходимость доводить до сведения учащихся, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Ежегодно осуществляется регулярный контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам СанПиНа, а именно, изучается санитарно-гигиеническое состояние школьного помещения, пищеблока, воздушный режимы классных комнат, спортивного зала и мастерских. В школе проводятся необходимые мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения: организовано круглосуточное дежурство, проводятся тренировочные занятия по эвакуации. Школа имеет в наличии средства пожарозащиты , все помещения оснащены пожарной сигнализацией. - средний уровень физической подготовленности имеют 62%, низкий уровень здоровья имеют 7,% учащихся.
Организация питания: Одной из составляющих здоровья учащихся является качественная организация горячего питания детей В школе для … Продолжение » |